Сделано в Петербурге.
Мастер: Михаил Перхин
Клейма: фирмы - "ФАБЕРЖЕ"; мастера - "М.П."; петербургского окружного
пробирного управления - женская головка в кокошнике с пробой "56" и инициалами управляющего
округом Я.Ляпунова "ЯЛ".
Материалы: Золото, платина, серебро, алмазы, ограненные розой, рубин,
оникс, хрусталь, дерево, шелк, бархат.
Размеры: высота с подставкой - 101/4 дюйма (26,0 см); длина поезда -
155/8 дюйма (39,8 см); высота вагона - 11/4 дюйма (2,6 см).
Техника исполнения: эмаль по гильошировке, литье, чеканка, гравировка, скань,
зернь.
Хранится в Государственных музеях Московского Кремля, инв.No MP-646/1-3
Описание:
Яйцо с крышкой на шарнире выполнено из серебра, в средней
части украшено гравированным изображением карты Российского государства с
Транссибирской магистралью и надписью "ВЕЛИКИЙ ЖЕЛЕЗНЫЙ ПУТЬ К 1900 ГОДУ". В
яйцо вкладывается золотая с платиной действующая модель поезда, состоящая из паровоза
и пяти вагонов. На первом гравирована надпись: "ПРЯМОЕ СИБИРСКОЕ СООБЩЕНИЕ", на
втором, третьем и четвертом - "ДЛЯ ДАМ", "ДЛЯ КУРЯЩИХ", "ДЛЯ НЕКУРЯЩИХ",
на втором - "2го КЛ.", "24 МЕСТА", на третьем и четвертом - "1го КЛ.", "18 МЕСТ".
Пятый вагон предназначен для церкви. Механизм модели заводится золотым ключом. Это
пасхальное яйцо - характерный образец памятного подарочного изделия, созданного
на фирме в честь важного исторического события - строительства Транссибирской магистрали,
вдохновленного императором Александром III и продолженного в царствование Николая II.
Дорога соединила европейскую и азиатскую части России, крупнейшие промышленные города
с военным портом Владивостоком, что дало толчок к интенсивному развитию обширной Сибирской
окраины.
Происхождение:
Подарок императора Николая II императрице Александре Федоровне
на Пасху 1900 г. Поступило из Валютного фонда Наркомфина в 1927 г.